Консультации ОНЛАЙН
[wd_contact_form id=»2″]
Вопрос: Добрый день, работаю в бюджете, работа связана с проверкой спецификаций и расчетов к аукционам в структурных учреждениях, имею диплом высшего образования, специальность «экономист», обязательно ли мне подготовка в сфере закупок? Спасибо.
Ответ: Здравствуйте! Подготовка в сфере закупок не является для Вас обязательной, однако вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников в данной ситуации решается Заказчиком самостоятельно.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) одним из принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) является принцип профессионализма заказчиков.
Содержание упомянутого принципа раскрывается в ст. 9 Закона N 44-ФЗ. Частью 1 этой статьи определено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 44-ФЗ заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Как разъясняет Минэкономразвития России в письме от 08.11.2013 N ОГ-Д28-15539, до 1 января 2017 года Закон N 44-ФЗ не предъявляет требований к уровню профессионального образования работника контрактной службы, контрактного управляющего. При этом из ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ следует, что эта норма допускает назначение заказчиком работниками контрактной службы, контрактным управляющим лиц, прошедших обучение не в сфере закупок (в соответствии с Законом N 44-ФЗ), а в сфере размещения заказов (то есть в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», смотрите также письмоМинэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782).
Таким образом, до 1 января 2017 года для назначения работника контрактным управляющим ему достаточно иметь один из следующих уровней образования:
— высшее образование (без учета профиля);
— профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее)*(1);
— дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
— дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
После указанной даты к работникам контрактной службы, контрактным управляющим (то есть ко всем работникам контрактной службы) будет предъявляться требование о наличии исключительно либо высшего образования (без учета профиля), либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 N Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 N Д28и-1220).
Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. Частью 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ установлено, что в состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Соответственно, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок (письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 N Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 N Д28и-777).
Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1129).
Перечень видов документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении предусмотрен ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является соответствующий диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).
Как правильно установить срок поставки товара по 44-ФЗ?
Вопрос: Здравствуйте! являясь Заказчиком при размещении заказа на поставку товара по 44 фз, указали срок поставки товара — 10 дней. Не нарушаем ли мы требования ст. 17 ФЗ № 135 «О защите конкуренции», устанавливая такой короткий срок? т.к. не со всех регионов возможна доставка до нас в такие сроки
Ответ: Необходимо отметить, что ни Законом N 44-ФЗ, ни Гражданским кодексом РФ не установлены общие требования к сроку действия контрактов. Ограничения возможного срока действия установлены нормами Бюджетного кодекса РФ только для государственных и муниципальных контрактов. Действующее законодательство о контрактной системе до настоящего времени не содержит каких-либо четких требований к сроку исполнения контракта, который по действующим правилам определяется заказчиком самостоятельно, исходя из личных потребностей, то есть произвольно. Данное обстоятельство является причинной того, что нередко требования заказчика к сроку исполнения контракта подвергаются критике со стороны потенциальных участников закупки. Также нередки и случаи обращения участников в органы Федеральной антимонопольной службы России с жалобами на установление заказчиками сроков, в которые невозможно без просрочки исполнить обязательства по контракту. Вместе с тем, подавляющее большинство таких жалоб признаются антимонопольными органами необоснованными (см., например, Решение комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/126-2010 от 11 ноября 2010 г., Решение комиссии УФАС России по Ямало-Ненецкому автономному округу по делу 04-01/173-2011 от 02.08.2011 года, Решение комиссии ЦА ФАС по делу № К- 2028/11 от 13.09.2011 г., Решение комиссии УФАС России по Краснодарскому краю по делу № ЭА-292/2011 от 02 сентября 2011 г., Решение комиссии Ленинградского УФАС России по делу № 444-03-3896-РЗ/12 от 31 августа 2012 г., Решение комиссии УФАС России по Ямало-Ненецкому автономному округу по делу № 04-01/198-2015 от 10.08.2015 г. и т.д.). Причиной, по которой антимонопольные органы признают такие жалобы необоснованными, является проблематичность доказывания того, что установленный контрактом срок противоречит принципу разумности. Вместе с тем, административная и судебная практики знают примеры случаев, когда заявителям удавалось обосновать факт определения заказчиком срока, в течение которого невозможно исполнить контракт
Правомерен ли отказ победителя котировок от заключения контракта до подписания?
Вопрос: Добрый день! Провели запрос котировок, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 21.10.2016, победитель отказывается заключать контракт до подписания, срок подписания 31.10.2016, какие действия. Спасибо
Ответ: Не совсем понятно в чем причина отказа, чем апеллирует участник закупки? Из ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует, что победитель обязан представить заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в ЕИС извещения, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении. В случае, если победитель не представил подписанный им проект контракта и (для юридического лица) вышеназванные документы в указанный срок, он в соответствии с ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ признается уклонившимся от заключения контракта. В силу ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Такой протокол должен содержать следующую информацию: — о месте и времени его составления; — о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт; — о факте, являющемся основанием для такого отказа; — реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком победителю, с которым заказчик отказался заключать контракт (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Отказ от заключения контракта с победителем может быть обжалован таким победителем в установленном Законом N 44-ФЗ порядке (ч. 12 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Как указано в ч. 15 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные ст. 78 Закона N 44-ФЗ сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение 1 дня. При этом течение установленных ст. 78 Закона N 44-ФЗ сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.
Новости
- Суды поддержали участника госзакупки, который подтвердил квалификацию неподписанным договором 02.09.2024
- Допускается ли изменение цены предусмотренного контрактом этапа при изменении сроков исполнения этапа? 29.07.2024
- Уточнены антимонопольные требования в сфере гособоронзаказа 29.07.2024
- Суды разобрались в вопросе эквивалентности медизделий при закупке порт-систем 29.07.2024
- С 29 июля ключевая ставка увеличена до 18% годовых 29.07.2024